Анти-SWOT

Эта статья открывает новую рубрику нашего блога под названием ЛИКБЕЗ. Есть некоторые базовые вещи, которые обязательно необходимо знать. Часть из них мы раскрываем в нашем мини-курсе по стратегическому управлению, а часть из них уже довольно хорошо раскрыта и представлена в открытых источниках. Поэтому в этой рубрике мы будем публиковать статьи, которые кажутся полезными для изучения стратегического управления.

Знал бы, где упаду, положил бы там подушку!
Народная мудрость

Все уже привыкли к методике SWOT-анализа. Многие компании, в том числе и консультационные фирмы, активно применяют этот инструмент для проектирования мер, которые позволяют реализовать стратегию.

Согласно методике SWOT-анализа укрупнено последовательность шагов выглядит следующим образом:

  1. Формулирование списка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Формулирование мероприятий, которые вытекают из пересечения по парам:
    1. сильные стороны — возможности
    2. сильные стороны — угрозы
    3. слабые стороны — возможности

Наверняка многие сталкивались с вопросом, а что писать в оставшемся квадранте: слабые стороны — угрозы. С точки зрения методики SWOT-анализа этот квадрант выглядит абсурдно, т.к. используя угрозы можно лишь усилить слабые стороны… Но что-то всё-таки не так…

Любая концепция управления предостерегает от использования только оптимистических планов и мероприятий. Использование методики SWOT-анализа ведёт к появлению приятной картины лёгкости реализации стратегии, мол всё замечательно сложится (как в мультике «Винни Пух»: Входит и выходит!) и стратегия будет реализована. Но, в реальности всё далеко не так…

Задавали ли Вы себе вопрос, используя SWOT-анализ:

  • А что будет, если возможности не выполнят ожидания?
  • А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
  • А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
  • А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

Эти вопросы задают те, кто принимает решения, отвечают за результат и персонал. Где же в этой модели риски?

Все эти вопросы и мысли навели на идею о том, что кроме SWOT-анализа в его традиционной форме необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ.

Что же это такое?

Сами шаги и технология остаются прежними… Но меняются вопросы, которые необходимо задать при формулировании мероприятий на пересечении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами.

1) Квадрант «сильные стороны — возможности»:

a. Как не реализовать сильные стороны, используя возможности?

b. Как завышенные ожидания не позволят использовать сильные стороны?

2) Квадрант «сильные стороны — угрозы»:

a. Как и когда (при каких обстоятельствах) сильные стороны не позволят нивелировать угрозу?

b. Как усиление угроз снизит сильную сторону?

3) Квадрант «слабые стороны — возможности»:

a. Как и при каких условиях, изменение слабых сторон не позволяет воспользоваться возможностями?

b. Как и при каких условиях, завышенные ожидания возможностей позволят нивелировать слабые стороны?

4) Квадрант «слабые стороны — угрозы»:

a. Как и при каких условиях угрозы усилят слабые стороны?

В целом получается список мер, которые не позволяют реализовать стратегию (антимеры).

Мною бы л проведён АНТИ SWOT-анализ и получились следующие результаты:

  1. Квадрант «сильные стороны — возможности»:
    1. Низкая эффективность новых каналов сбыта не позволит воспользоваться высоким потенциалом персонала
    2. Низкий экономический рост не позволит использовать современные мощности и технологии производства
    3. Квадрант «сильные стороны — угрозы»:
      1. Усиление конкурентов позволит им переманить персонал и ослабить потенциал персонала
      2. Обвальное снижение платёжеспособности не позволит использовать наработки для привлечения инвесторов
    4. Квадрант «слабые стороны — возможности»:
      1. Мы не сможем наладить работу по анализу рынка и не увидим экономического роста в России
      2. Нам не удастся использовать новые каналы сбыта из их низкой эффективности для построения работы по анализу рынка
    5. Квадрант «слабые стороны — угрозы»:
      1. Низкая платёжеспособность потребителей будет нами не замечена вследствие отсутствия работы по анализу рынка

Этот гипотетический свод антимероприятий по реализации стратегии кажется немного смешным, но в реальности многое именно так и получается…

Говоря об экономическом росте России в качестве возможности мы должны учитывать, что необходимо определить, а какой экономический рост является для нас возможностью, а какой нет… и т.д.

Образно говоря: ниже определённого (нормативного) значения мы получаем угрозу, а выше возможность…

Поэтому, проводя SWOT-анализ, необходимо использовать и следующие мысли:

  1. Кроме стандартного SWOT-анализа необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ, который помогает определить действия, при которых стратегия не будет реализована.
  2. Стандартный SWOT-анализ необходимо дорабатывать в 2-х направлениях:
    1. Определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами
    2. Определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.

Автор Евгений Леденёв