РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА II

В предыдущей записи о реализации государственной стратегии мы затронули проблемы, касающиеся реализации стратегических проектов и других крупных общественных трансформаций. Мы затронули роль дополняющих ресурсов и управленческих рутин в реализации стратегий. Продолжим анализ. Наивно полагать, что стратегические изменения могут произойти сами по себе, по желанию сверху. Только принятие инициатив непосредственными исполнителями и обществом в целом может обеспечить их полноценную реализацию и существование.

Фактически стратегические общественные изменения – это изменения самого общества и общественных взаимодействий начиная с самого нижнего уровня и заканчивая взаимоотношениями между людьми и властью. Другими словами, мы говорим об изменении человеческого поведения вообще и в определенных ситуациях. Однако люди не меняются автоматически, когда кто-то сверху говорит «надо» и «должно» – люди меняются тогда, когда они доверяют своим лидерам и поддерживают их инициативы. И даже в этом случае для трансформаций требуется время. Требуются скоординированные усилия. Требуется синхронизация использования различных ресурсов, не только и не столько напрямую задействованных в трансформации (таких, например, как финансовые).

Как уже было показано в статьях, посвященных качеству стратегического управления, для успешной реализации стратегий необходима высокая степень взаимодействия между различными уровнями социальных систем. Это в особенности важно в такой сфере, как стратегический диалог. Такой диалог может заключаться в трансляции разработанного стратегического видения (целевого состояния общества) со стороны верхних уровней управления на все общество в целом. Однако, существование обратной связи в этом процессе крайне необходимо, т.к. такая связь позволяет учесть как реальные ресурсные ограничения, так и объективные общественные предпочтения и предпринять необходимые действия. Приходится констатировать, что конструктивного стратегического диалога в части стратегий государственного уровня не существует. Имеющаяся конфигурация стратегического управления в стране неудовлетворительна. Хотя в последние месяцы и произошли некоторые положительные изменения в политической сфере, это имеет ограниченное влияние, ведь политическая сфера это еще далеко не всё, что определяет качество жизни общества. Безопасная социальная среда, чистота городов и поселков, развитые коммуникации и инфраструктура, здоровье и безопасность граждан в каждом населенном пункте, а не в отдельных избранных кварталах, во многом зависят от других, не менее важных сфер общественной деятельности.

Что общего может быть между стратегическим управлением и чрезвычайными ситуациями и катастрофами, являющимися следствием человеческого фактора? Некоторые, на первый взгляд, технические причины чрезвычайных ситуаций имеют в своем корне все тот же человеческий фактор, а человеческий фактор напрямую связан с управлением, в том числе и стратегическим. Например, если в каком-то источнике техногенной опасности ломается какая-либо важная деталь, то обычно не возникает вопроса, по какой причине данная деталь не была правильным образом проверена, или почему та или иная ситуация не была протестирована. В связи с этим в реальности процент человеческого фактора в тех или иных техногенных проблемах значительно более высокий, чем принято считать, т.к. меру ответственности конкретных лиц в этих случаях установить достаточно сложно. В связи с этим, то, чем руководствуется каждый конкретный работник при выполнении работ и в особенности тех, которые не регламентированы теми или иными формальными требованиями, является важнейшей частью, влияющей на конечный результат труда. Как бы мы не назвали эту составляющую, внутренней мотивацией или настроем, она является важнейшей частью трудовой деятельности. Особенно сильно это проявляется в областях деятельности с высокой добавленной стоимостью или в сферах обслуживания, управления, образования и тому подобных сферах, где результаты напрямую зависят от принятия решений на уровне каждого конкретного исполнителя.

Между тем, именно стратегическое управление занимается долгосрочными изменениями, суть которых кратко может быть обозначена как управление сменой моделей деятельности, жизненного уклада, если говорить именно о трансформации обществ. А эти модели фактически и обеспечивают ту или иную общественную реальность при сопоставимом расходовании ресурсов. Таким образом, стратегическое управление имеет прямое отношение к изменению окружающей реальности через изменение моделей деятельности в различных сферах общества. В обществе практически всегда существуют потребности изменений к лучшему и прогресса, однако фактическое движение в этом направлении зависит от эффективности смены старого новым, о мотивации людей, принимающих решения, и людей, реализовывающих эти решения. Т.е. поддержка такого процесса должна быть конгруэнтной как на уровне рядовых граждан, так и на уровне государственного управления. В России есть большие проблемы на всех этих уровнях. И это не только проблемы синхронизации видения будущего между властью и определенными группами общества (проблема общности видения), но и, как показали прошедшие выборы, проблема признания легитимности власти. Последняя проблема оказывает влияние на степень поддержки различных инициатив сверху.

В то время как здесь пишут о расцвете инновационного госкапитализма в мире, в статье нет ни одного упоминания о России. Есть над чем задуматься…

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ