РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ И ОПЕРАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Реализация стратегии подразумевает операционализацию целей верхнего уровня как неотъемлемую часть процесса. Чтобы эта задача была выполнена эффективно, необходимо учитывать несколько важных аспектов.

РЕСУРСНЫЙ АСПЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Во-первых, при операционном планировании необходимо рассмотреть все возможные ресурсные ограничения и препятствия для всех типов ресурсов. В их число попадают как материальные, так и нематериальные ресурсы, в частности, могут быть затронуты организационные и психологические аспекты, которые могут мешать успешной реализации стратегического плана. В этой связи стоит проанализировать, какие бюджетные, временные и ресурсные ограничения существуют, и как они могут помешать реализации плана? Также важно понять, каким образом существующая корпоративная культура может повлиять на способность успешной реализации стратегии и подумать, что можно сделать в этом аспекте? Ответы на такие вопросы при операционализации стратегий помогают создавать более предсказуемые, достижимые и реалистичные планы.

БАЛАНС МЕЖДУ СТРАТЕГИЧЕСКИМ И ОПЕРАЦИОННЫМ ПЛАНИРОВАНИЕМ

Во-вторых, необходимо разумное, т.е. сбалансированное распределение усилий между стратегическим и операционным планированием. Стратегия, безусловно, важная часть управления, но если мы не сможем ее операционализировать должным образом и внести ее в оперативные планы, она по определению не будет реализована. Только комбинация этих двух видов планирования и управления помогает реализовывать стратегии.
Онлайн-курс по стратегии

КОМПЛЕКСНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

В-третьих, необходимо тщательное формулирование целей и показателей их достижения. План должен учитывать всю бизнес-систему организации, все ее внутренние и внешние слои. Если это учитывается, то цели высокого уровня вполне могут быть каскадированы на нижние уровни управления.

ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

В-четвертых, необходимо планировать коммуникационные взаимодействия внутри организации. Суть этого процесса состоит в том, что верхние уровни организации, которые, как правило, играют ведущую роль в стратегическом планировании, должны всячески популяризировать разработанные ими цели и показатели на нижних (исполнительских) уровнях организации. Коммуникационный план должен помогать начальникам производств, цехов и функциональных подразделений понимать, что именно от них ожидает организация и как этого достигать.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

В-пятых, желательно применение двухстороннего подхода к планированию. В отличие от планирования «сверху-вниз» или «снизу-вверх», тесное сотрудничество при стратегическом планировании и разработке стратегических инициатив между руководством организации и нижними уровнями управления способствует эффективной реализации стратегии. Организации, которые применяют подход «сверху-вниз», как правило, хуже реализовывают свои стратегии, т.к. они пользуются меньшей поддержкой среди персонала. А применение подхода «снизу-вверх» вряд ли можно назвать стратегическим, скорее это можно назвать движением по течению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, эффективная реализация стратегии зиждется на грамотном операционном планировании реализации стратегии, а значит на их глубокой взаимосвязи, как с точки зрения содержания информации, так и с точки зрения процесса планирования. Операционный план каждого подразделения – это один из важнейших каналов, через который стратегия превращается в действие, а ответственность за реализацию стратегии распределяется по всей организации.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ