ПРИЗНАКИ ПЛОХОЙ БИЗНЕС СТРАТЕГИИ

Определить хорошая ли у вас стратегия могут только результаты ее реализации, а вот изначально установить  врожденные проблемы, которые скажутся на вероятности реализации стратегии гораздо проще.

Недостаточная аналитическая проработка

Одним из главных признаков плохой стратегии является недостаточная аналитическая подготовка в части анализа внешней и внутренней сред. Если стратегия создается исходя из линейных текущих тенденций развития отрасли — это уже повод насторожиться. Если в стратегии отсутствует анализ имеющихся у компании ресурсов в их широком понимании, включая не только материальные ресурсы, но и нематериальные – это тоже повод насторожиться. Имеются в виду  не только компетенции персонала, но и другие нематериальные ресурсы, такие как отношенческий капитал, организационный капитал и интеллектуальный капитал. Если в стратегии отсутствует анализ возможности использования этих ресурсов для захвата новых или предполагаемых рыночных возможностей, это тоже повод насторожиться. Это означает, что менеджмент компании начинает «вязнуть» в текущей бизнес-модели, и не рассматривает в полной мере изменения своей отрасли и смежных рынков.
Онлайн-курс по стратегии

Подмена стратегии целями

Другим распространенным признаком плохой стратегии является выдача желаемого за действительное. Ультимативные заявления о том, что именно компания будет представлять собой в будущем, есть не что иное, как благие намерения, а не стратегия. Стратегия должна содержать четкий и обеспеченный всеми необходимыми ресурсами план достижения будущего состояния.

Узкие и неоднозначные по методам достижения цели

Еще один признак плохой стратегии это неоднозначность целей или выражение их только в финансовых показателях (доход или прибыль) без уточнения других ключевых параметров будущего состояния компании. Менеджмент компании всегда может найти способы достижения каких-то узких целей за счет использования методов, подрывающих долгосрочное развитие компании. Эта ситуация становится особенно опасной если доход менеджеров в значительной степени зависит от этих узких и, в то же время, многовариантных по способам достижения стратегических целей.

Отсутствие операционализации стратегии

Даже если созданный стратегический план на уровне компании четок, прозрачен и обеспечен необходимыми ресурсами, но компания является многоуровневой структурой, то отсутствие каскадирования этого плана на нижние уровни управления также является признаком плохой стратегии. Дело в том, что стратегия сама по себе имеет ценность только тогда, когда она транслируется в конкретные действия по ее реализации на всех уровнях организации. Именно на данном этапе стратегия должна превращаться из сложных, порой научных, текстов и мало понятных исполнителям схем, графиков и аналитических абстракций в четкие проектные, функциональные, производственные и личные задания, основанные на стратегических намерениях предприятия.

auditНаша компания специализируется на создании передовых систем планирования и стратегического управления, мы создаем условия для исключения таких врожденных дефектов стратегий. Наши исследования показывают, что долгосрочную конкурентоспособность компании определяют несколько важнейших областей. Собственно содержание стратегии это только одна из них. Значительную роль играют оперативные информационные взаимодействия внутри компании по стратегическим вопросам, развитые и устойчивые процессы стратегического анализа и планирования, а также процессы реализации стратегии в части ее каскадирования и контроля. Обеспечение качества этих процессов обеспечивает и качество результатов этих процессов, а именно, качественное содержание самой стратегии, а также настройку необходимых ресурсов и систем на ее реализацию. Основную роль в процессе настройки выполняет планирование, интегрирующее стратегический и операционный контуры управления.

Проанализировать качество стратегических процессов вашей компании можно с помощью дистанционного экспресс-аудита.

Подробнее об этом можно узнать в нашем онлайн-курсе по стратегии или на наших семинарах или спецпредложениях, таких, например, как Стратегический день.

PS. Уважаемые читатели, если вы хотите прокомментировать данную публикацию, то большая просьба комментировать ее прямо на этой странице. Это очень легко. Анонсы публикуются в разных группах и вызывают несколько похожих друг на друга дискуссий, результаты которых впоследствии теряются. Давайте все дискуссии вести в одном месте. Также можно это делать в специализированной группе в LinkedIn.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ