РОЛЬ ОФИСА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЯМИ

Наши исследования показывают, что, несмотря на то, что многие организации проделывают значительную работу по стратегическому планированию своей деятельности, реализовать разработанные стратегические планы удается далеко не всегда. Причин тому множество и объясняются они в основном неправильной организацией процесса реализации стратегий. Среди этих причин можно найти такие, как плохое проектное управление, неправильное распределение ответственности или отсутствие конкретных владельцев стратегических инициатив, внутренняя подковерная борьба и многие другие. Однако самой основной является отсутствие централизованного управления процессами разработки и реализации стратегий компании.

ОФИС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Правильно организованная система стратегического управления предприятием является средством борьбы с такими явлениями, однако многое зависит от качества такой системы. Не все менеджеры понимают, что такое стратегическое управление, а управление самим процессом это вообще terra incognita. Наша деятельность посвящена, в том числе, и достижению однозначного понимания состава и назначения системы стратегического управления в компаниях. Не последнюю роль в этой системе играет достижение тесной взаимосвязи стратегического контура управления с операционным. И дело не столько в отчетности по стратегическим проектам, к чему, в основном, сводится внедрение таких систем как сбалансированная система показателей, сколько в тщательном процессе каскадирования стратегических целей на операционный уровень. Данные процесс должен сопровождаться всеми необходимыми разъяснениями операционным менеджерам, чтобы  получить их поддержку, и, конечно же, созданием системы отчетности и системы ответственности по реализации этих операционных задач, направленных на реализацию стратегических целей. Эта непростая задача, как правило, решается профессионалами, действующими в рамках специального подразделения, обычно называемого Офисом стратегического менеджмента (ОСМ).

Данное подразделение отвечает за всю деятельность, связанную с разработкой и реализацией стратегии и обладает специальными компетенциями в этой области. Базируется данное подразделение обычно в верхнем уровне управления компанией, однако, в каждом подразделении компании находится сотрудник, чья работа в той или иной степени связана с ОСМ.  Находится ли такой сотрудник в прямом подчинении руководителя ОСМ или же он является членом какой-либо кроссфункциональной команды по реализации конкретных стратегических инициатив, зависит от конкретной организации процесса в конкретной компании. Главное, чтобы этот сотрудник участвовал в операционализации стратегических планов и управлении стратегией на уровне своего подразделения. Таким образом, ОСМ является основным игроком в процессе управления реализацией стратегии, т.к. этот процесс тесно связан с непосредственной работой с исполнителями на местах. Авторы концепции сбалансированной системы показателей Р. Каплан и Д. Нортон так определяют роль ОСМ: «ОСМ самостоятельно разрабатывает стратегию или несет ответственност за ее осуществление. Наше мнение, что отдел — аналог штаба армии, который есть у каждого командующего. Функции ОСМ можно также ассоциировать с обязанностями дирижера оркестра». Т.е. они придают офису стратегического менеджмента ключевую роль в стратегическом процессе организации и определяют следующие функции этого подразделения:

  • определение целевой модели и правил стратегического менеджмента;
  • управление процессом реализации стратегии и управление стратегическими инициативами;
  • разработка стратегии;
  • приведение организации в соответствие со стратегией;
  • анализ и корректировка стратегии;
  • обеспечение связи с оперативным планированием и бюджетированием;
  • обеспечение соответствия стратегии и ключевых операционных процессов;
  • обеспечение соотвествия стратегии и действий подразделений управления человеческими ресурсами, ИТ и поддержки бизнеса;
  • осуществление внутренних и внешних коммуникаций по стратегии;
  • обмен лучшим отраслевым и мировым опытом.

Мы считаем, что разработка стратегии не должна вестись каким-то отдельным подразделением, поэтому ОСМ скорее должен быть модератором процесса разработки стратегии развития и функциональных (инфраструктурных) стратегий, а основные стратегические идеи должны исходить в том числе и от руководителей и сотрудников, непосредственно занятых в операционной деятельности.
Онлайн-курс по стратегии

РОЛЬ ПРОЕКТНОГО ОФИСА

Распространение подразделений под названием Проектный офис в компаниях гораздо шире, чем распространение ОСМ. Но и роль этого подразделения, во многих отношениях, гораздо скромнее. Поэтому в правильной системе стратегического управления компанией проектный офис должен быть структурным подразделением ОСМ, т.к. управление проектами и программами, и всеми связанными с этой деятельностью возможностями оптимизации, является составной частью управления стратегией. Т.е. цель проектного офиса целиком и полностью подчинена целям управления стратегией, т.к. трудно себе в организации представить более или менее крупный проект, который не связан с реализацией стратегических целей. В таких случаях ОСМ является постановщиком целей и контролером для проектного офиса. Если проектный офис уже существует в компании, то интегрировать его в систему стратегического управления довольно просто, а если такого подразделения не существует, то такие компетенции обязательно должны быть созданы в организации.

Существует у ОСМ и другие важные функции. Например, вопрос приоритезации стратегических инициатив и сбалансированного распределения ресурсов под все стратегические инициативы организации. Это очень важная функция и она является связующим звеном между формулированием стратегии и ее непосредственной реализацией, т.е. именно с помощью данного процесса принимаются решения по выбору конкретных программ и проектов для реализации и обеспечения этих программ ресурсами.
Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy

УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОСМ

Как только организация осознает, что процесс стратегического управления ей необходим и что он необходим именно на регулярной основе, и что именно этот процесс является базой для поддержания и улучшения её долгосрочной конкурентоспособности, то возникает потребность в таком подразделении. Состав, распределение и численность такого подразделения зависит от конкретного распределения стратегических функций в организации. Начало развития данного подразделения в организации может начинаться с назначения сотрудника, ответственного именно за управление стратегией. Не надо путать этого сотрудника с вице-президентом по стратегии, функции этих людей несколько отличаются, т.к. ОСМ является скорее не разработчиком стратегии, как таковой, а фасилитатором процесса ее создания и координатором ее реализации.

Если вы хотите подробнее узнать о том, как лучше организовать ОСМ, то вы можете обратиться к нам за разъяснениями или узнать эту информацию на одном из уроков нашего онлайн-курса по стратегическому управлению.

Сотрудники ОСМ, помимо фасилитации процесса разработки стратегии и разработки необходимого для этого процесса инструментария, занимаются и организацией взаимодействия бизнес и функциональных подразделений. Это происходит в рамках процессов каскадирования и синхронизации стратегий. Она также осуществляют поддержку процесса оперативного и функционального планирования в части отражения в них стратегических приоритетов организации. Данное подразделение принимает активное участие в настройке всех подразделений компании на реализацию стратегии. Это касается не только подразделений, но и процессов и отдельных подсистем управления, таких как бюджетирование, например. Связь бюджетов со стратегией это отдельная тема и мы подробно раскрываем ее в онлайн-курсе по стратегическому управлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление стратегией является весьма эффективным управленческим процессом для поддержания и улучшения долгосрочной конкурентоспособности компании, который помогает реализации стратегии развития. Однако важной частью этого процесса является и формулирование качественных, а именно полноценных и продуманных стратегий, учитывающих, насколько это возможно, все необходимые и важные для стратегии данные и использующие для этого все необходимые инструменты. Централизация этих функций в компании является важным и необходимым шагом в улучшении процесса стратегического управления, но далеко не единственным. Если вы хотите сформировать полное видение необходимых для этого преобразований, то вы можете обратиться за разъяснениями в нашу компанию или подписаться на наш онлайн-курс по стратегическому управлению.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ