КАК ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Затронем фактическое состояние стратегического управления на предприятиях. Как уже отмечалось, качество и целостность этого контура управления оставляют желать лучшего. А в условиях все возрастающей турбулентности финансовых, сырьевых и потребительских рынков проблематика качества стратегического управления (СУ) предприятиями становится все актуальнее. Несмотря на то, что понимание стратегического управления в существующих школах стратегий основывается на весьма различающемся восприятии причин конкурентоспособности, нет разногласий в том, что ее поддержание имеет приоритетное значение для успешного и устойчивого развития предприятий.

Изучив концепции различных школ стратегий можно увидеть, что в тех из них, которые отдают приоритет внешним факторам успеха (например, школа позиционирования), реализация успешного использования таких факторов (например, выбор правильной отрасли для инвестиций) в значительной степени определяется целенаправленной деятельностью по поиску и анализу релевантной информации и синтезу управленческих решений на ее основе, или, иначе, процессом принятия стратегических инвестиционных решений внутри предприятия. Некоторые другие концепции (например, концепция динамических способностей) напрямую увязывают долгосрочную конкурентоспособность предприятий с их внутренними способностями, детерминированными организацией бизнеса и организационными рутинами, которые практически не могут быть имитированы конкурентами. Т.е. какую бы концепцию стратегической теории фирмы мы не взяли, если рассмотреть динамический аспект бизнес-среды и компании (переходные состояния), то для таких состояний приоритет внутренних, имманентных компании, характеристик ее системы управления выходит на первый план.

В дополнение к этому, уже доказанная меньшая дифференциация прибыльности между различными отраслями по сравнению с различиями в прибыльности предприятий внутри отдельных отраслей подтверждает приоритет внутренних факторов в достижении устойчивых конкурентных преимуществ предприятий. Есть основания предположить, что состояние системы СУ играет в обеспечении долгосрочного устойчивого и прибыльного развития ключевую роль. Практика, как правило, подтверждает этот вывод, однако для его научного обоснования требуется соответствующее исследование вопроса, которое и проводится в настоящее время.

Каким образом можно определить качество системы стратегического управления в различных организациях так, чтобы можно было сравнивать их между собой? Для этого необходимо избавиться от некоторых отраслевых факторов, т.е. рассматривать характеристики системы, свойственные всем компаниям и не обладающие отраслевой спецификой. Для удобства анализа необходимо использовать структурированную модель элементов стратегического управления, которые можно было бы оценивать по определенным критериям. Такая структура элементов (см. рис.) разработана и учитывает необходимые требования к элементам и критериям оценки процесса, которые заключаются в следующем:

  • оказание долгосрочного эффекта на положение фирмы на рынке,
  • независимость от отраслевого фактора,
  • значительное влияние на другие ключевые процессы компании.

Как показано на рисунке, выявленные нами элементы процесса стратегического управления структурированы в четыре логических блока, относящихся к различным аспектам стратегического управления:

  1. Стратегический диалог (определенный тип внутриорганизационного взаимодействия, включающий в себя инициирование процесса, консенсус в отношении методов СУ, применение различных каналов коммуникаций и трансформацию стратегии);
  2. Стратегические рутины (последовательность действий по разработке стратегии с четким распределением ответственности и применением различных вспомогательных инструментов, например, различных методик анализа, информационных систем, систем показателей, BSC);
  3. Содержание стратегии (совокупность данных, поступающих для анализа и обработки или синтезируемых в ходе функционирования системы СУ);
  4. Реализация стратегии (целенаправленная деятельность по реализации стратегических инициатив, увязке стратегических и операционных целей, адаптации систем предприятия и управлению его интеллектуальным капиталом).

Состав данных элементов мы рассмотрим в последующих заметках, а качество стратегического управления в вашей компании можно оценить в этом разделе.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ