ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема перехода России к инновационной экономике является архиважной и стратегической. Внимание этому вопросу уделяется на высшем уровне во всех смыслах. Однако, подходы к решению этой проблемы, к сожалению, связывают с развитием только инновационной активности, не затрагивая смежные проблемы, которые мы затронули в первой части статьи, посвященной вопросам стратегического управления государственными проектами и крупными изменениями окружающей действительности. Обозначаются различные проблемы, в частности проблемы стимулирования инновационной активности внутри страны и преобладания спроса на зарубежные инновационные продукты.

С чем связан низкий спрос на инновации?

Проблема перекоса внутреннего инновационного спроса в сторону импорта связана не только (1) с падением базы этого спроса, но и (2) с конкурентоспособностью местных инноваторов по сравнению с зарубежными. Если первая причина напрямую связана с сжатием внутренней промышленности как основного потребителя инноваций (наряду с конечным спросом) из-за структурных изменений экономики в сторону сырьевой, то вторая причина связана с наличием так называемых дополняющих инновации активов.

Дело в том, что инновации сами по себе, без дополняющих активов (в том числе производственных и маркетинговых и т.п.) редко находят сбыт, и в большинстве случаев плодами инноваций пользуются либо последователи и имитаторы с лучшими дополняющими ресурсами (те же зарубежные производители), либо местные владельцы таких ресурсов. Это вызывает множественные эффекты неконкурентоспособности местных инноваторов, а также, как следствие, перераспределение инновационной активности индивидов в сторону более доходного и предсказуемого приложения собственной инновационной активности (работа на монополии и т.п.).

При этом различные меры, связанные с защитой определенных отраслей не являются эффективными. Дело в том, что защищая внутренний рынок, мы создаем тепличные условия для части экономики и тем самым опять же снижаем спрос на инновации и сдерживаем развитие потребительского рынка. А открывая его международной конкуренции, мы создаем условия, когда внешние пользователи инноваций одерживают вверх над внутренними (за редким исключением). Что делать? В такой проблеме таможенный режим вряд ли поможет. Необходимо определить те самые дополняющие коспециализированные активы для отраслей, испытывающих подобные проблемы, и развивать их целенаправленными усилиями, возможно даже исключительно за счет государства. Бизнес-школы и исследовательские центры типа Сколково явно не являются критическими ресурсами на пути внедрения инноваций, в этой области существует много возможностей и ресурсов, в том числе с возможностью получения зарубежного образования. А обычная инфраструктура, фрагментарно создаваемая в России (например, логистическая) только облегчает проникновение и давление иностранной конкуренции, в силу масштаба, рыночной доли и мирового опыта априори имеющих больше возможностей применять и внедрять инновации в свои продукты и процессы (см. диаграмму). Это сложная и взаимосвязанная проблема, и ее причины необходимо искать не в стимулировании непосредственной инновационной активности отраслей, а рядом — в смежных с этими направлениями деятельности областях, обеспечивающих эффективное и быстрое использование инноваций, что, безусловно, является важнейшим источником повышения экономической результативности от использования инноваций самими инноваторами.

Классификация барьеров для внедрения инноваций

Барьеры по возможности влияния на них могут быть разделены на три категории (в соответствии с Barriers on market introduction of innovative products, Wouter Tesink):

  • связанные с самой организацией, которые могут сравнительно легко контролироваться и управляться менеджментом компании,
  • связанные с клиентами и заказчиками, на которые менеджмент может влиять опосредованно,
  • рыночно-технологические барьеры, повлиять на которые менеджменту конкретной компании практически невозможно.

Рассмотрим эти группы барьеров подробнее.

Организационные барьеры для инноваций

Ресурсный барьер

Для осуществления инноваций компаниям необходимо специально выделять ресурсы на их разработку, внедрение и распространение на рынке. Эти ресурсы могут быть получены как из внутренних, так и из внешних источников. Это означает, что бизнес-идея и технология напрямую влияет на возможность привлечения средств. Чем более многообещающая инновация, тем больше денег можно привлечь. В то же время, чем больше возможностей есть у организации по привлечению средств для финансирования инноваций, тем меньше ее ресурсный барьер и тем меньше проблем с доведением инновации на рынок.

Структурный барьер

Внутренняя конкуренция в компании также влияет на инновационный процесс. В этом аспекте важную роль выполняют внутренние способности фирмы быстро и эффективно фокусировать свои усилия на разработке и внедрении позитивно оцениваемых потребителями инноваций в свои продукты. Эта способность зависит от того, как устроено взаимодействие между двумя противоречивыми процессами внутри компании, а именно, между поддержкой существующей линейки продуктов и поддержкой создания новых инновационных продуктов и услуг. Такое взаимодействие обычно определяется структурой компании, и если есть необходимость перефокусирования деятельности на инновационную составляющую, то, чтобы снизить структурный барьер для инноваций, могут потребоваться довольно радикальные изменения компании.

Организационно-культурный барьер

Чем более специализирована деятельность организации и чем более она сконцентрирована на технологических аспектах и вопросах эффективности, тем менее вероятно, что она сможет создать успешную прорывную инновацию. Такой подход к работе естественным образом становится частью организационной культуры и способствует тому, что организации разрабатывают продукты, которые скорее отражают их технологические возможности, чем пожелания и потребности потенциальных заказчиков.

Это происходит по причине того, что ориентация на существующую технологическую базу способствует инерции и препятствует любым инновациям, которые отличаются от так называемых инкрементальных улучшений существующих продуктов. Это является существенным барьером тогда, когда рынок требует радикальных изменений технологии и/или когда потребности покупателей быстро претерпевают изменения.

Барьер доступа к рынку

Возможность доступа к рынку является определяющей на выводе инноваций на него. Бизнесы могут использовать свои собственные каналы или пользоваться каналами партнеров, но без доступа к потенциальным заказчикам компании просто не смогут продавать свои продукты и должны учитывать существующие ограничения.

Барьер времени выхода на рынок

Ключевым аспектом для рыночной доли и создания репутационных эффектов является лидерство при выходе на рынок. Однако, из-за того, что в быстро изменяющихся отраслях на первый план выходит не сама инновация, а эффективность процессов ее внедрения, то более опытные фирмы достигают большего успеха в этой области. Поэтому первенство выхода на рынок не всегда максимизирует вероятность выживания и успеха продукта на рынке.

Также необходимо отметить, что первый продукт на определенном рынке, как правило, является слишком дорогим и нацеленным на наиболее платежеспособный сегмент рынка. Также первый выход на рынок может сделать фирму зависимой от определенной технологической траектории, в то время как конкуренты могут учесть ошибки первого продукта и сделать более продвинутый продукт на более совершенных технологиях.

Важными аспектами при принятии решений о времени и подходе к выходу на рынок являются тип рынка, конкретные стратегии и продукты конкурентов и их технологические и рыночные возможности.

Барьеры, связанные с клиентами и заказчиками

Барьер традиций

Во внедрении инноваций существуют проблемы, вызванные необходимостью изменения традиций, обусловленных корпоративной или социальной культурой. Также как и в случае с корпоративной культурой, устоявшиеся привычки использования продуктов или ведения дел с большим трудом могут быть изменены конкретной компанией, хотя в последнее время и появляются эффективные инструменты воздействия, например, социальные сети.

Барьер использования

Наиболее общая причина противодействия инновации это то, что она может быть несовместима с существующими практиками работы и привычками пользователей. Инновации, которые требуют значительных изменений в ежедневных рутинах, потребуют и длительного периода адаптации пользователей, часто распространяясь даже на разные поколения. В этой части наиболее доступным способом влияния на потребителей может являться изменение способов использования продукта.

Имиджевый барьер

Если ассоциации, связанные с продуктом, несут неблагоприятный оттенок в части влияния на имидж пользователя, то возникает довольно сильный барьер для принятия инновации рынком.

Ценностный барьер

Для реального успеха на рынке инновация должна не только давать потребителям экономию или выигрыш в характеристиках продукта. Принципиально иной уровень потребительской ценности в характеристиках или цене продукта это одно из необходимых условий для успеха продукта на рынке.

Барьер риска потребителя

Риски потребителя связаны с двумя аспектами, а именно, риском экономической потери и риском неопределенности характеристик нового продукта. Первый риск тем выше, тем выше стоимость инновации для потребителя. Второй риск затрагивает недостаточное тестирование характеристик продуктов и его надежность, особенно тогда, когда продукт используется совместно с другими продуктами и технологиями.

Рыночно-технологические барьеры

Барьер конкуренции

Высокий уровень технологической экспертизы участников рынка может служить барьером для входа на рынок. Существующий уровень развития конкурентов в области продвижения товаров на рынок и технологиях производства может рассматриваться как минимально необходимый для того, чтобы успешно конкурировать на существующем рынке. Конкуренция на рынках, где присутствуют компании с передовыми компетенциями в области продвижения и технологий, может быть крайне тяжелой.

Барьер регулирования рынков

Инноватор может столкнуться с несколькими типами регулирования, которые включают в себя как внутреннее, так и внешнее по отношению к рынку регулирование. Это может быть саморегулирование отрасли участниками рынка через разнообразные ассоциации. Различные типы государственного регулирования, связанные с ограничениями на внутренние операции компании или на повышение привлекательности местных производителей, также могут иметь место. Патентное регулирование, пожалуй, самое сильное, однако, может отрицательно сказаться на долгосрочной конкурентоспособности владельца патента, т.к. это вызывает усиленные инвестиции в создание продуктов заменителей, основанных на других принципах работы.

Барьер рыночного равновесия

Это самый значительный барьер для инноваций, который возникает в связи с взаимосвязанностью игроков на рынке и сопутствующими сетевыми эффектами. Любая инновация направлена на изменение рыночного равновесия и требует соответствующих изменений для всех игроков рынка. С одной стороны это вызывает значительное сопротивление, а с другой стороны, это может способствовать более быстрому распространению инновации, т.к. многие участники рынка могут предполагать, что конкуренты также сделают это и получат определенные рыночные преимущества.

заключение

Данная классификация барьеров для внедрения инноваций дает понимание причин слабой инновационной активности в нашей экономике. Можно сделать вывод, что только системные изменения в институциональной, культурной и регуляторной среде экономики может способствовать внедрению инноваций. Таким образом, попытки стимулировать именно создание инноваций и стимулирование этого процесса на государственному уровне путем создания новых научных центров (Сколково) являются недостаточными и должны концентрироваться на стимулировании использования местных инноваций предприятиями и организациями, работающими в РФ. В дальнейшем это может запустить самоподдерживающийся процесс инновационного развития, сбалансированный по всем этапам создания, внедрения и использования инноваций.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ