НЕ МОЖЕТЕ РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ КОМПАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ЗАКАЗЫВАЕТЕ У КОНСУЛЬТАНТОВ?

ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ МЕНЕДЖЕРОВ ДЕЛЕГИРОВАТЬ ЦЕННЕЙШУЮ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ?

Как уже отмечалось в заметке про разработку стратегии Омской области существуют сомнения в пригодности подхода, когда разработка стратегии для какой-либо социальной системы (будь то бизнес-компания или муниципальное образование) производится внешними исполнителями. Действительно, если менеджмент не может разработать стратегию самостоятельно, то какова вероятность, что эта стратегия может быть когда-либо воплощена в жизнь?

Даже если разработанная стратегия будет качественной и разработанной с использованием наиболее подходящих для этого методов, то изменение внешних условий (а это происходит постоянно) легко может сделать эту стратегию неактуальной. Это явный признак того, что нужно эту стратегию корректировать. Но сможет ли это сделать тот коллектив, который данную стратегию не разрабатывал? Вопрос риторический. Как риторическим является и вопрос о том, насколько коллектив компании будет склонен реализовывать стратегию, сформулированную сторонним консультантом. Препятствий для реализации такой стратегии множество и не все они очевидны.

ОбсужденияВот как эту ситуацию описывает один из участников нашей дискуссионной группы в LinkedIn Стратегическое управление и конкурентоспособность Владимир Исаенков:

Я 15 лет работал клиентским менеджером в банке с крупными клиентами, были сотни клиентов и ни у одного я не видел действующей системы стратегического управления, кроме как в нашем банке. Результат сейчас налицо, что с этими клиентами? Ау?! Где они? Кто то продался, кто то слился, кто то разорился, трепыхаются буквально единицы и это огромный ранее промышленный регион! Беда в том что даже после всего что было с 1998 года никто так выводов и не сделал и отношение к внешним консультантам резко отрицательное, а к внутренним просто сумасбродное. Это УРОВЕНЬ образования и тотальное невежество, по крайней мере в нашем регионе. Огромный разрыв между наукой и практикой. Осталось немного времени и будет в регионе 5 клиентов, которые поделят по-братски (по-бандитски) оставшиеся отрасли и будут править! Зачем им стратегия? А вообще не совсем согласен …, что консультанты нужны в начале, придать импульс, а дальше надо обучать своих. Отчасти — Да! Но сопровождение внешними консультантами периодически необходимо, как говорилось на Руси, одна голова хорошо, а две лучше! Так что тандем необходим, вопрос в какой форме, но это уже детали. Только боюсь вот скоро и консультировать будет некого.

Полностью согласны с автором в описании ситуации и возможных последствиях. Однако, использование консультантов может быть разным по сути. В одних случаях консультанты помогают компании обучаться и стать лучше, а в других случаях компания просто делегирует им свои жизненно важные функции. Мы рассматриваем данное явление как ключевой показатель качества управления. Результаты наших исследований показывают, что одной из основных способностей компании, которая обеспечивает ее долгосрочную конкурентоспособность, является стратегическое управление. Если компания не обладает способностью адаптировать свои модели деятельности под изменившиеся условия, рано или поздно, возникает вопрос о ее выживании на рынке.

Подробнее здесь >>> Онлайн-курс по стратегии

Хотя в нашем портфеле и есть услуга по разработке стратегии, в своей практике мы всегда делаем акцент на внедрении процессов стратегического управления в практику деятельности компании. Это проявляется не только в том, что рабочая группа клиента самостоятельно синтезирует определенные положения стратегии, как на стадии анализа, так и на стадии формулирования стратегии, но и в том, что данные процессы закрепляются во внутренней нормативной базе компании, что является основой для успешного развития ее стратегических процессов в будущем.

Инновационная компания должна быть инновационной и в своей системе управления, иначе возникает впечатление неконгруэнтности. Тем не менее, вот очередная новость о том, что менеджмент не может разработать стратегию своей компании самостоятельно:

РОСНАНО БУДЕТ СОТРУДНИЧАТЬ С BAIN&Co
ОАО «Роснано» подписало договор с компанией Bain&Co по созданию стратегии развития. Bain&Co – компания американского бизнесмена Билла Бейна, который тесно сотрудничает с Миттом Ромни. Напомним, что Ромни был оппонентом Барака Обамы на выборах президента в США. «Роснано» намерено заплатить 46,4 миллиона рублей Bain&Co за создание стратегии.

По условиям контракта, Bain должны будут взять на себя обязательства по разработке стратегии развития. Консалтинговая фирма будет анализировать главные преимущества корпорации и деятельность конкурентов. Основываясь на полученных данных, будет создана бизнес-модель, наиболее подходящая для данной ситуации и выбраны основные направления для инвестирования.

Американская компания также даст советы по созданию структур привлеченных средств. Определят долевое участие государственной собственности, а также масштабы приватизации. В данный момент 100% акций компании «Роснано» принадлежат государству. В дальнейшем 10% будут проданы внебиржевым способом. Средства, полученные от инвесторов, зачислятся на счет компании.

Также важным аспектом является разработка системы мотивации менеджмента. Она будет нацелена на реализацию новой стратегии «Роснано».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это явление не настолько безобидно, как может показаться. Делегирование важнейших функций управления, неспособность самостоятельно освоить новые методы анализа и неспособность обосновано сформулировать свои цели являются индикатором сильнейшего недуга — общей неконкурентоспособности экономической системы. Консультанты являются важнейшей частью экономики, но если они выполняют функцию, которая не помогает ей развиваться и становиться лучше, а лишь помогают меньше думать, то как это отразится на долгосрочной перспективе экономики, вообще, и на качестве самих консультационных услуг, в частности?

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ