ЧТО ТАКОЕ ПРОТОСТРАТЕГИИ И КАК ОНИ ВСТРОЕНЫ В ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ?

Протостратегии?

Что такое протостратегии?

В моей практике часто возникает ситуация, когда необходимо пояснить суть понятия протостратегии. Это естественно, потому что изобретен этот термин совсем недавно в ходе работы над методологией стратегического управления Dynamic Strategy и над периодической системой стратегических элементов (ПССП).

Поэтому я постараюсь раскрыть тему на примере одного из этапов типового плана разработки стратегии развития (организации или функциональной области). Вполне возможно, что в будущем возникнет расширение методологии и для личных стратегий, но данный пример имеет отношение именно к организациям или её составным частям.

Расширенный SWOT-анализ

Расширенный SWOT-анализ

Итак, что же такое протостратегии? Протостратегии — это обобщенное название результатов расширенного SWOT-анализа. Предыдущим этапом в соответствии с методологией является SWOT-анализ. Далее начинается обработка его результатов, в ходе которой возникают первичные необработанные идеи по изменениям во внутренней или внешней среде организации (или функциональной области). Имеются в виду те самые стратегии, возникающие из обработки отдельных пунктов SWOT-анализа или их комбинаций и включающие в себя соответствующие стратегии реагирования на каждую конкретную формулировку из SWOT-анализа.

Если с обработкой отдельных пунктов всё более или менее ясно, то комбинации нужно разобрать подробнее, они могут быть следующими:

  • Первая это SO-стратегии (Strengths-Opportunities) – как мы используем наши силы при реализации возможностей
  • Далее WO-стратегии (Weaknesses-Opportunities) – это варианты использования возможностей путем преодоления внутренних слабостей организации или функциональной области
  • Следующая комбинация — это ST-стратегии (Strengths-Threats), когда мы определяем возможные варианты использования наших сил для избегания угроз
  • Аналогичным образом определяются WT-стратегии (Weaknesses-Threats) – в которых сопоставляем имеющиеся слабости и угрозы, стоящие перед организацией и генерируем идеи по минимизации этих слабостей и компенсации угроз
  • Следующей комбинацией являются SW-стратегии (Strengths-Weaknesses) – силы и слабости – когда мы определяем какой баланс между нашими силами и слабостями должен быть в будущем, т.е. мы критически оцениваем существующий баланс и понимаем, чем можно пожертвовать из сил для того, чтобы исключить те или иные слабости, которые для нас, например, могут быть более опасны на данном этапе развития компании
  • Следующая и последняя комбинация – это OT-стратегии (Opportunities-Threats) – наши возможности и угрозы. Тут рассматривается исключительно внешний аспект и именно эта комбинация является основой рыночного позиционирования, когда мы определяем, какие именно возможности мы хотели бы учесть в сфере своих интересов, какие проигнорировать, какие именно угрозы при этом мы должны учесть и реагировать на них, а какие нет? И комбинация всех этих выводов, фактически, задает нашу целевую позицию в рыночной среде, в каком-то конкретном рынке или его сегменте.

Когда мы проработали все пункты и их возможные комбинации возникает совокупность идей, которые мы и называем протостратегиями. Другими словами, протостратегии — это первичные стратегии, так называемые заготовки для последующей разработки полноценной стратегии и ее составных частей: карты целей, состава проектов, программ и т.д.

Этот этап очень интеллектуально ёмкий, пожалуй, один из самых интеллектуально ёмких этапов, и целью его является разработать этот первичный набор решений (протостратегий) по реагированию на угрозы, использованию возможностей, компенсации внутренних слабостей, которые генерируются в рамках расширенного SWOT-анализа.

Вот на этой схеме вы можете видеть место этапа в процессе разработки стратегии. Это, пожалуй, минимальный набор этапов, которые необходимо пройти для разработки стратегии. Эти этапы включают PESTLE-анализ, SWOT-анализ, протостратегии, бизнес-модель, миссию, функционал, видение, карту целей, проекты и ресурсы.

типовые этапы разработки стратегии развития

Типовой состав этапов разработки стратегии

Конечно же, при разработке стратегии можно проходить гораздо больше этапов, как например, описано в периодической системе стратегических элементов, но это стандартный набор для начального уровня развития стратегического управления в организации.

Какие методы используются на этом этапе?

Метод расширенного SWOT-анализа, а также мозговой штурм (как дистанционный так и классический, который обычно проводится на встрече).

Кто исполнители этого этапа? В первую очередь, это рабочая группа по разработке стратегии, которая обычно состоит из ключевых сотрудников компании, заинтересованных в будущем компании и формировании этого будущего. Разумеется, должны участвовать и высшее руководители организации или функции и могут иметь отношение к процессу ключевые акционеры или владельцы организации или, если речь идет о функции, высшее руководство компании.

Почему это нужно?

На этом этапе возникают первичные идеи, и этот первичный бульон должен быть оценен высшим руководством. С чем это связано? С тем, что идей может быть много, какие-то из них могут быть особо ценными, какие-то не очень и некоторые могут входить в противоречие с теми или иными установками, ограничениями и даже убеждениями высшего руководства, которое, в конечном счете, и определяет стратегию. Поэтому из первичного набора протостратегий лучше отфильтровать неоднозначные идеи, чтобы просто не тратить на их проработку время.

Заранее оговорюсь, что эту операцию выполнять необязательно и этот пункт касается только разработки функциональных стратегий. Все зависит от корпоративной культуры вашей организации, возможно, в этом промежуточном согласовании не будет необходимости (или вообще не будет такой возможности).

В любом случае сотрудники и участники рабочей группы могут и должны прорабатывать неоднозначные идеи, но они должны иметь в виду, что по отвергнутым идеям должны быть приведены какие-то дополнительные аргументы, либо лучше не тратить на них время. Зная, как устроено взаимодействие в большинстве организаций, я считаю, что гораздо проще эти идеи просто иметь в запасе, чем ломиться в закрытую дверь, тем более, что есть очень много других возможностей по использованию этих идей в своей карьере.

Что еще нам нужно знать?

Нужно знать, какие источники данных мы используем на данном этапе? Естественно, это то, что мы уже сделали: PESTLE-анализ и SWOT-анализ. Еще может быть, что в ходе работы вы вспомните о других источниках информации, например, о результатах аудита, анализа внутренней ситуации. Такие проекты обычно выполняют консультанты или сотрудники отдела организационного развития или внутреннего аудита. И наши идеи могут основываться и на их результатах.

А сами протостратегии, в свою очередь, используются при разработке карты целей и состава проектов, но косвенно они используются и при разработке бизнес-модели организации, её миссии и видения. То же самое касается и любой функциональной области.

Давайте теперь перейдем к содержанию и порядку работ.

Содержание и порядок работ

Сначала необходимо определить состав участников, он может несколько отличаться от участников SWOT-анализа. Важно, чтобы участники рабочей группы были достаточно социально смелыми и не боялись подавать радикальные идеи. В обязательном порядке должны участвовать опытные сотрудники, знающие особенности компании и рынка, на котором она работает. Все участники должны предварительно изучить методику расширенного SWOT-анализа и методические материалы к ней.

По моему опыту, процесс более эффективен, когда люди предварительно самостоятельно прорабатывают ту или иную идею, а это значит, что каждый исполнитель должен сначала сделать расширенный SWOT-анализ самостоятельно. После этого он передает результаты координатору.

Для чего нужна самостоятельная проработка? Дело в том, что при индивидуальной работе невозможно спрятаться за спинами других, как это часто бывает в ходе мозгового штурма. Поэтому такая предварительная работа необходима.

Этапы разработки протостратегий

Этапы разработки протостратегий

Как мы это делаем? Просто берём каждый пункт одного раздела SWOT-анализа и сопоставляем с пунктами из других разделов. Для каждой такой пары определяем, какое действие, изменение или проект могли бы решить ту или иную комбинацию проблем. Да, встречаются ситуации, когда решения просто нет, но как правило, это бывает очень редко и тут просто нужно еще лучше подумать. А вот другая ситуация, когда могут быть одинаковые решения для разных комбинаций, встречается гораздо чаще. Бывает также, что одно решение закрывает сразу несколько проблем, поэтому не удивляйтесь, если на несколько комбинаций у вас будет один ответ. В этом нет ничего страшного. Но остерегайтесь упрощать те или иные решения.

Для облегчения работы можно представить, что больше ничего, кроме рассматриваемой пары на организацию или функциональную область не влияет, то есть мы абстрагируемся от более сложной реальной ситуации и забываем про всё остальное, и пишем решения для конкретной пары вне зависимости от контекста. Это поможет вырабатывать идеи.

На следующем этапе отправляем результаты работы координатору рабочей группы, который обрабатывает эти материалы, консолидирует их, исключает дублирование и отправляет материалы обратно всем участникам для изучения.

Сессия

Теперь самое время перейти к следующему этапу, когда мы уже знаем, что предложили другие во время самостоятельной работы. Мы проводим дистанционную или очную сессию по расширенному SWOT-анализу. Здесь также могут возникнуть новые предложения. и по результатам мы получаем тот самый исходный набор протостратегий, который послужит основой для будущей стратегии развития организации или функциональной области.

Потом мы оформляем результаты мозгового штурма и, в некоторых случаях, о которых я говорил выше, отдаем их на согласование высшему руководству, которое приоритезирует их по предпочтительности, возможности их реализации и другим параметрам. Там же, как бы это ни было грустно, отвергаются заранее неприемлемые по тем или иным причинам идеи.

Генеральная линия развитияВ результате должна быть определена генеральная линия развития организации. Она определяется в зависимости от преобладающего состава протостратегий – некая консолидированная краткая оценка совокупности протостратегий. Как вы видите на рисунке, если у нас преобладают сильные стороны и возможности, то логично сконцентрировать свою деятельность на развитии и это должно быть лейтмотивом нашей стратегии. А если у нас много угроз и много слабостей, то надо очень хорошо подумать над дальнейшими шагами. И если это будет не ликвидация бизнеса, то уж точно это будет ликвидация проблем, и стратегия организации должна базироваться именно на реагировании на угрозы и решении проблем. Ну и другие возможные варианты предполагают более гибкое реагирование и компенсацию угроз, как вы видите на рисунке.

Подведем небольшой итог. Работа над расширенным SWOT-анализом может проводиться в ходе совместного или индивидуального мозгового штурма. Предложения не должны ограничиваться кругом решаемых вами задач и уровнем полномочий. При анализе необходимо посмотреть на ситуацию с разных сторон, глазами руководителя, клиента, конкурента, смежника, и обязательно анализировать варианты действия не только на текущий момент, а на весь горизонт планирования стратегии. Всё это позволит сделать анализ более глубоким, т.к вам придется учитывать и тенденции и другие ожидаемые в будущем изменения.

Поэтому выдвигайте любые предложения по реагированию на имеющиеся и ожидаемые проблемы и возможности, даже кажущиеся не очень реалистичными на данный момент. Мы просто можем их отодвинуть на более поздний срок, когда уже будем оформлять окончательный вариант стратегии.

Формулировки должны быть конкретными и понятными, каждое предложение должно быть отмечено отдельным пунктом, не стоит их объединять, т.к. это затруднит дальнейшую обработку.

Шаблон для разработки протостратегийОформляем первичный набор протостратегий в виде вот такой таблицы, где просто последовательно заполняем их нашими идеями. После утверждения нужно взять всю совокупность протостратегий и разделить их по темам. Темы могут быть разными, например, протостратегии относящиеся к рынку, процессам, кадрам и т.п. Конкретная классификация будет зависеть от состава стратегий.

Заключение

Итак, мы раскрыли значение термина протостратегии.

Да, это новый термин, приставка Прото… (от греч. protos — первый), это часть сложных слов, указывающая на первичность, первооснову или предшествующий этап развития чего-либо (например, протоплазма, прототип) или на высшую степень, например, протоиерей, протостратег. Название протостратегии подчеркивает первичность и фундаментальность идей для последующей разработки стратегии.

Еще раз напомню, что то, что я вам сейчас рассказал, является раскрытием термина протостратегии, а также это ничто иное как один из этапов разработки стратегии и эта же статья является частью одного из уроков курса по разработке стратегии, в котором содержится вся необходимая информация для работы, включая шаблоны таблиц и слайдов, а также видео инструкции.

Дмитрий Рыцев © Дмитрий Иванович Рыцев - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ