РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

Продолжим разговор про инновации. Из диаграммы, опубликованной в предыдущей заметке, следует не только описание «тяжелой» судьбы новатора с точки зрения экономической оправданности такой деятельности, но и то, что основной стороной, заинтересованной в инновациях, являются потребители, а также поставщики продукции для того или иного нового рынка. Фактически, имитаторы, не имея временного конкурентного лага (см. рис.), определяемого степенью защищенности инновации от копирования (как юридическими, так и другими способами), могут воспользоваться лишь тем, что «плохо лежит». И действительно, если инноватор не имеет под управлением или не может получить в свое распоряжение необходимую для внедрения инновации инфраструктуру, то его место неизбежно занимают имитаторы и последователи, подчиняясь потребностям потребителей, выраженную в роли спроса на инновацию.

Не будем говорить прописные истины, что работа любого экономического предприятия должна проходить с учетом потребностей потребителей, однако такой подход часто связан с push-стратегией (проталкивания) продвижения инновации на рынок. В последнее время, в связи с бурным развитием социальных сетей, возможности pull-стратегий (инициирования и распространения спроса на инновации) существенно расширились. Более того, некоторые компании применяют краудсорсинг даже для разработки новых продуктов, что фактически устраняет какие-либо коммуникационные преграды между потребностями потребителей и возможностями их удовлетворения со стороны производства. Следовательно, инноваторы должны по возможности включать возможности социальных сетей в процесс разработки инноваций. Это, фактически, происходит в отраслях, где ту или иную идею легко имитировать и, таким образом, социальный аспект в разработке новых продуктов становится основным конкурентным преимуществом в условиях равной доступности необходимых ресурсов. Т.е. потребители, как основные заинтересованные в инновациях стороны могут дать гораздо больше, чем просто купить эту инновацию! Ведь существуют инструменты, уже позволяющие не только формировать инновационный процесс через участие в них потребителей, но и обеспечивать более глубокую их лояльность продуктам и производителю. Характерно, что данная тенденция охватывает также и область государственного управления, где некоторые передовые администрации городов выносят процесс разработки стратегий на всеобщее обсуждение.

Применение таких новых инструментов для использования в инновационном процессе уже само по себе является инновацией и относится к так называемым управленческим инновациям. Такие инновации тесно связаны с вопросами создания труднокопируемых конкурентных преимуществ, получения рент шумпетерианского типа, развития коспециализированных ресурсов и динамическими способностями компаний. Подобные стратегические инициативы помогают избежать ловушки нулевой прибыльности, обусловленную равнодоступностью необходимых фирмам ресурсов и метода управления ими. Однако инновации, в том числе и в области управления, имеют место быть и обеспечивают на некоторое время повышение конкурентоспособности использующих их компаний, что отражается на их экономической эффективности. Это помогает фирмам переходить в область препарадигмальной конкуренции и избегать прямого столкновения в области жесткой операционной конкуренции, возникающей на зрелых рынках (см. рис.) и для товаров, которые находятся в конце своего жизненного цикла, т.е. миновали фазу продуктовой или сервисной инновации и находятся в фазе зрелого операционного совершенствования.

В этом ролике рассказывается о другой классификации инноваций. Они делятся на основные инновации, поддерживающие инновации и инновации эффективности. Рассматривается интересный аспект влияния таких инноваций на рынки труда и капитала.

Стратегическое управление является одной из важнейших сторон деятельности компаний и обеспечивает управление долгосрочной конкурентоспособностью компаний. Качество этого процесса является жизненно важным для долгосрочной экономической эффективности каждой компании, на каком бы рынке она не работала. Инновации в области стратегического управления позволяют получить трудновоспроизводимые конкурентами преимущества эффективного использования ресурсов, идентификации и «захвата» возможностей нестабильной внешней среды.

Напоминаем, что в разделе Исследование Вы можете оценить качество стратегического менеджмента в Вашей компании.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ