В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ АУДИТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ АУДИТА СТРАТЕГИИ

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ АУДИТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ АУДИТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Мы не так давно опубликовали статью, посвященную аудиту стратегического управления, и столкнулись с тем, что некоторые читатели не понимают разницу между аудитом стратегии развития предприятия и аудитом системы стратегического управления. Это неудивительно – стратегическое управление организацией это довольно сложная и многосторонняя область знаний и разобраться в отдельных тонкостях не всегда возможно.

Аудит стратегического управления анализирует эффективность работы стратегического контура управления компании, стратегическую сфокусированность организации, ее способность создавать и успешно реализовывать стратегии. А аудит стратегии развития это одно из действий, которое регулярно происходит в развитой системе стратегического управления, и которое определяет, насколько успешно стратегия организации реализовывается.

Эту заметку мы решили посвятить исключительно аудиту стратегии организации и тому, как его проводить. Это поможет прояснить разницу.

Зачем нужен стратегический аудит?

Для начала надо ответить на вопрос, зачем вообще проводить аудит стратегии?
Давайте разберемся, почему такой вопрос вообще возникает? Ведь ни у кого нет сомнений в необходимости проконтролировать предыдущую технологическую операцию перед выполнением следующей, или в необходимости эпизодического контроля выполнения того или иного поручения сотрудником. Но почему-то считается, что стратегия организации реализовывается как-то сама собой. Все дело в ответственности. У каждого элементарного действия существует определенное ответственное лицо, в то время как реализация стратегии зависит от множества действий большого количества сотрудников, и персональная ответственность в этом случае размывается. Однако грамотная стратегия организации сделана так, что у каждой ее составляющей имеются не только сроки и ответственные, но и четкая последовательность и взаимосвязь между планируемыми результатами деятельности и их влиянием на реализацию стратегии. Это довольно сложная система целей, задач, действий и результатов и успешность реализации стратегии компании сложно оценить одной строкой в отчете, особенно если мы находимся в середине пути.

Есть еще один важный момент – стратегический аудит должен быть интегрирован в систему управления компании в виде регулярного процесса. В нашей системе процессно-ориентированного стратегического управления Dynamic Strategy эту роль исполняет модуль мониторинга стратегии, цель которого – дать менеджменту описание основных подходов к оценке успешности реализации стратегии. Обычно этот модуль создается на основе сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard). Это делается для того, чтобы облегчить достижение целей, настроить организационную и другие структуры компании на реализацию стратегии, грамотно и точно распределить необходимые ресурсы и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Итак, что же такое стратегический аудит?

Определение стратегического аудита

В ходе стратегического аудита оценивается реальное направление развития организации, которое сравнивается с расчетной траекторией, сформированной в ходе разработки стратегии развития. Оцениваются не только результаты работы компании в целом или результаты отдельных стратегических проектов, успешность адаптации систем управления под потребности стратегии и обеспечение ресурсами, но и соответствие уже принятой стратегии существующим на момент аудита внешним условиям, включая конкуренцию и экономическую ситуацию. Таким образом, стратегический аудит оценивает как внешние, так и внутренние аспекты реализации стратегии развития.

Что же входит в стратегический аудит?

Для начала нам необходимо понять, насколько изменилась внешняя среда и какие конкретно изменения должна отразить актуальная стратегия организации. Этот этап можно назвать оценкой внешней среды.

Внешний анализ

Обычно цель бизнеса состоит в том, чтобы получать прибыль через удовлетворение спроса потребителей на определенные товары или услуги. Сложность этой задачи в условиях жесткой конкуренции обостряется еще и тем, что сами потребители, их предпочтения, действия конкурентов и регуляторов довольно часто претерпевают изменения. В таких условиях перед организацией практически постоянно возникает потребность в изменениях и улучшениях своей деятельности. Возникает необходимость в трансформации самой организации, подстройке ее работы под изменяющиеся внешние условия. Без четкого и последовательного плана таких изменений, т.е. стратегии, такая сложная работа не может быть выполнена эффективно.

Компании проводят стратегический аудит тогда, когда стратегия уже принята и уже некоторое время идет ее реализация. В это время нам необходимо понять, насколько деятельность компании соответствует как новым требованиям окружающей среды, так и нашим представлениям о возможных действиях конкурентов и регуляторов в этих новых условиях.

Выводов из такого анализа может быть, по большому счету, три: (1) все идет как планировалось; (2) стратегия не соответствует новым условиям или (3) наши действия по реализации не соответствуют самой стратегии (и такое бывает). Но чтобы сделать такие выводы, нам необходимо проанализировать внешнюю среду по следующим направлениям, влияющим на реализацию стратегии организации:

  • экономические факторы;
  • политические факторы;
  • решения регуляторов;
  • отраслевые тенденции;
  • технологические факторы;
  • заменители продукции и услуг;
  • новые игроки на рынке;
  • другие факторы.

Обычно анализ этих факторов происходит в рамках PEST или макроанализа и является неотъемлемой частью работы как при разработке стратегии, так и при стратегическом аудите. Особенности и методику данного подхода легко можно найти в сети Интернет, и этот подход является одним из инструментов, применяемых для модуля внешнего анализа в нашей методологии Dynamic Strategy. Подробно изучить этот подход можно в нашем курсе по стратегическому управлению.

Онлайн-курс по стратегии развития организации

 

Следующим этапом внешнего анализа является подробный анализ отраслевой специфики компании, анализ конкурентов и потребителей. Здесь могут использоваться методы бизнес-моделирования, которые позволяют оценить ключевые составляющие бизнес-модели компании, ее конкурентов и особенности взаимоотношения компании с ее потребителями и контрагентами. Технологическая компонента отрасли и ее тенденции обязательно анализируются, т.к. основные сдвиги в бизнес-моделях или возникновение новых бизнес-моделей обычно происходят на основе внедрения новых технологий производства или развития технологий коммуникаций между потребителями и организациями. Детализацию внешнего анализа можно продолжать практически бесконечно, включая в него изучение целевых клиентских сегментов, характеристик товаров и услуг и многое другое, что помогает нам лучше понять внешнюю среду и грамотнее планировать свою деятельность. Но, как правило, в ходе стратегического аудита, нам необходимо получить укрупненную картину, оставив детали для очередной итерации по разработке стратегии. Поэтому самое время перейти к анализу внутренних факторов реализации стратегии.

Внутренний анализ

Внутренний анализ заключается в оценке состояния организационных, управленческих, ресурсных и других факторов деятельности компании в контексте их эффективности при реализации принятой стратегии организации. Как мы уже говорили, вероятность реализации стратегии зависит от множества внутренних по отношению к организации факторов. Чем более продуманными будут изменения различных слоев предприятия (процессный, культурный, организационный и другие) и их адаптация на реализацию стратегии, тем меньше сюрпризов ожидает нас на этом пути и тем больше вероятность того, что стратегия организации будет реализована. Мы должны добиться того, чтобы все внутренние системы и структуры поддерживали реализацию стратегии, и были соответствующим образом адаптированы. Это не только перераспределение внимания менеджмента через коррекцию системы принятия решения, но и другие, более долговременные факторы, такие как культурный и процессный слои организации, оказывающие непосредственное влияние на вероятность реализации стратегии. Именно эти факторы оказывают значительное влияние на то, что очень малая доля организаций полностью реализовывает свои стратегии (подробнее на одном из слайдов в этом документе).

Чтобы управлять этими внутренними аспектами реализации стратегии, организация должна выделять определенные интеллектуальные ресурсы менеджмента на изучение таких внутренних структур предприятия как бизнес-процессы, динамические способности, организационный дизайн, интеллектуальные ресурсы, корпоративная культура и других. Способы такого анализа не входят в рамки данной заметки, зато подробно освещаются в онлайн-курсе по стратегическому управлению.

Что мы должны получить в итоге?

По результатам стратегического аудита мы должны получить ответы на следующие вопросы:

  • Является ли правильной стратегия организации?
  • Все ли верно делаем мы для ее реализации?
  • Какие тенденции необходимо учесть в нашей стратегии?

Ответив на эти вопросы, мы должны предпринять необходимые действия для того, чтобы адаптировать компанию и ее стратегию к новым условиям. При этом мы должны добиваться фокусирования всей деятельности организации на стратегию и применять сквозное планирование, при котором стратегия должна отражаться в функциональных планах подразделений и личных планах сотрудников.

Фактически, стратегический аудит должен являться неотъемлемым элементом стратегического управления, и компаниям необходимо интегрировать этот процесс в систему управления так, чтобы данная совокупность действий самопроизвольно запускалась при наступлении каких-либо внешних или внутренних событий.

Ресурсы для скачивания

Способность своевременно адаптировать свою деятельность при изменениях внешних и внутренних факторов является одной из ключевых способностей организации для обеспечения ее долгосрочного экономического успеха. Хорошо, когда стратегический аудит периодически делается в компании, но еще важнее, чтобы данная процедура была интегрирована в управленческие процессы предприятия, что возможно только при внедрении системного процессно-ориентированного стратегического управления. Узнайте больше, подписавшись на наш онлайн-курс по стратегическому управлению.

Кстати, если вы заполните эту анкету по вашей компании, мы бесплатно пришлем вам консолидированный отчет о качестве стратегического управления в сотнях компаний, работающих на территории стран бывшего СССР.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ