Динамические способности I

Концепция динамических способностей является одной из основных тем этого блога. В настоящее время мы проводим исследование, посвященное проверке основных положений данной концепции. Эта сравнительно новая концепция является развитием так называемого ресурсного подхода стратегической теории фирмы. Мы будем знакомить читателей с самыми интересами фрагментами книги Teece D. J. 2009. Dynamic capabilities and strategic management. Oxford: OxfordUniversityPress. По словам автора, «динамические способности делают коммерческие предприятия способными создавать, развертывать и защищать нематериальные активы, поддерживающие долгосрочную эффективность бизнеса». В рамках данной концепции считается, что динамические способности можно разделить на три основные логические части:

  • «ощущение» (sensing) – в применении к предприятию это аналитические системы (или индивидуальные способности сотрудников) для поиска, идентификации, фильтрации, выверки и выбора рыночных возможностей;
  • «захват» (seizing) возможностей – управленческие структуры, процессы, модели и стимулы, предназначенные для того, чтобы идентифицированные ранее рыночные возможности нашли свое отражение в деятельности предприятия;
  • управление угрозами/трансформация – перманентная настройка и перераспределение материальных и нематериальных ресурсов предприятий с целью извлечения выгоды из рыночных возможностей.

Итак, начнем с выдержек из первой главы (т.к. я не профессиональный переводчик, прошу простить за огрехи).

ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Часть 1. ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И МИКРООСНОВЫ (УСТОЙЧИВОЙ) ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Эта глава обращается к социальным и поведенческим наукам в стремлении детально описать природу и микроосновы способностей, необходимых для поддержания устойчивой эффективности предприятий в открытой экономике со стремительными инновациями и глобально распределенными источниками изобретений, инноваций и производственных мощностей. Динамические способности делают коммерческие предприятия способными создавать, развертывать и защищать нематериальные активы, поддерживающие долгосрочную эффективность бизнеса. Микроосновы динамических способностей (отдельные умения, процессы, процедуры, организационные структуры, правила принятия решений и дисциплина), которые являются фундаментом способности ощущать, захватывать и реконфигурировать мощности на уровне предприятия, трудны для развития и использования. Предприятия с прочными динамическими способностями имеют чрезвычайно предпринимательскую природу. Они не только адаптируются к бизнес среде, но также формируют ее через инновации и через сотрудничество с другими предприятиями, субъектами и учреждениями. Выдвигаемая концепция может помочь обучающимся понять фундамент долгосрочного успеха предприятий, а менеджеры на основе нее могут определить релевантные стратегические соображения и приоритеты, которые они должны адаптировать к деятельности предприятия, чтобы повысить эффективность и избежать тенденции исчезновения прибыли, неразрывно связанной с операциями на рынках, открытых глобальной конкуренции.

Недавние исследования подчеркивают, что бизнес предприятия состоят из портфелей уникальных и трудно приобретаемых активов и компетенций (ресурсов). В рамках этой концепции конкурентное преимущество в любой момент времени может возникать от владения редким, но релевантным и трудно копируемым активом, в особенности ноу-хау. Однако, в быстроменяющемся бизнес окружении, характеризуемом рассредоточенностью географических и организационных источников инноваций и производства, устойчивое преимущество требует большего, чем просто владение труднокопируемым активом (знанием). Оно также требует уникальных и труднореплицируемых динамических способностей. Эти способности могут быть использованы для непрерывного создания, расширения, улучшения, защиты и поддержания в релевантном внешним условиям состоянии индивидуального набора активов предприятия. Для аналитических целей динамические способности могут быть разделены на:

  • способности чувствовать и формировать возможности и угрозы,
  • использовать их,
  • создавать и поддерживать конкурентоспособность через улучшение, комбинирование, защиту и, если необходимо, реконфигурацию материальных и нематериальных активов бизнес предприятия.

Динамичесие способности включают труднореплицируемые способности предприятия адаптироваться к изменяющимся потребностям покупателей и технологическим возможностям. Они также включают в себя способности предприятия формировать экосистему, которую оно занимает, разрабатывать новые продукты и процессы, а также конструировать и внедрять жизнеспособные бизнес-модели. Также высказывается гипотеза, что мастерство в искусстве «оркестрирования» является основой способности предприятия успешно создавать инновации и извлекать из них соответствующую ценность для достижения выдающихся финансовых результатов. Выдвинутый тезис состоит в том, что в то время как долгосрочная результативность предприятия в некоторой степени определяется тем, как (внешнее) бизнес окружение поощряет его деятельность, в основе успеха (или неудачи) предприятия лежат развитие и применение (внутренних) динамических способностей. Эта глава в первую очередь описывает природу динамических способностей, а затем раскрывает их микроосновы.

Продолжение в следующих выпусках.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ