Динамические способности II

Продолжаем знакомить читателей с переводом книги Teece D. J. 2009. Dynamic capabilities and strategic management. Oxford University Press.

ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Часть 1. ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И МИКРООСНОВЫ (УСТОЙЧИВОЙ) ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Сама по себе амбициозная цель концепции динамических способностей никак не меньше того, чтобы объяснить источники конкурентных преимуществ на уровне предприятия в долгосрочном плане, и указать менеджерам, как избежать условий нулевой прибыльности, когда однородные фирмы конкурируют на рынках с практически совершенной конкуренцией. Хотя концепция, как и любая модель, является абстракцией, она пытается идентифицировать классы релевантных переменных и их взаимосвязи. Концепция менее строга, чем модель, т.к. она иногда независима от конкретных форм теоретических связей, которые могут существовать. Ранние утверждения относительно концепции динамических способностей могут быть найдены у некоторых источников в начале 1990-х годов (Тисс, Пизано, Шуен). В наше время существует большое количество литературы по динамическим способностям, которая может быть организована и интегрирована в общую концепцию, предложенную в этой книге.

Как уже отмечено, обладание динамическими способностями особенно релевантно для транснациональных предприятий, бизнес окружение которых обладает рядом определенных особенностей. Первая состоит в том, что среда предприятия открыта международному бизнесу и полностью зависима от возможностей и угроз, связанных с быстрыми технологическими изменениями. Вторая состоит в том, что технические изменения сами по себе зависимы от множества изобретений, которые должны быть скомбинированы для того, чтобы создать продукты или услуги, отвечающие потребностям покупателей. Третья особенность заключается в существовании хорошо развитых глобальных рынков обмена товаров (или их компонентов) и услуг, а четвертая в том, что бизнес среда характеризуется слаборазвитыми рынками обмена технологическими или управленческими ноу-хау. Эти особенности присущи большим секторам глобальной экономики, особенно в высокотехнологичных областях. В этих секторах основы успеха предприятия сегодня очень слабо зависят от способности предприятия оптимизироваться в соответствии с известными ограничениями или получать экономии от масштаба в производстве. Скорее, успех предприятия зависит от:

  • нахождения и использования рыночных возможностей;
  • эффективного комбинирования внешних или сгенерированных внутри изобретений;
  • эффективного распространения технологий внутри предприятия и между предприятиями;
  • защиты интеллектуальной собственности;
  • дальнейшего улучшения «лучшей практики» бизнес-процессов;
  • изобретения новых бизнес моделей;
  • принятия беспристрастных решений и эффективной защиты от имитации или других форм репликации конкурентами.

Успех также включает формирование новых «правил игры» на глобальном рынке. Традиционные элементы бизнес успеха – выравнивание стимулов, владение материальными активами, контроль затрат, качество, оптимизация запасов – необходимы, но вряд ли являются достаточными для выдающихся результатов предприятия в течение продолжительного времени.

Похоже, что высшее руководство предприятий осознает новые проблемы в сегодняшнем глобальном конкурентном окружении и понимает, что технологические инновации необходимы, но недостаточны для успеха. А. Дж. Лафли, Генеральный директор Проктер&Гэмбл, отмечает, что «название игры – инновации. Мы действительно тяжело трудимся, чтобы обратить инновации в стратегию и процесс…». Сэм Памисано, Генеральный директор IBM, отмечает то, что «инновации – это намного больше, чем новые продукты. Это переизобретение бизнес-процессов и создание полностью новых рынков, чтобы соответствовать еще незадействованному потребительскому спросу». Другими словами, менеджеры сами начинают осознавать, что основы коммерческого успеха предприятия преступают пределы продуктивности исследований и развития, представлений новых продуктов, адаптации лучших практик, поставок качественных товаров и услуг. Инновационное предприятие должно не только иметь значительные затраты на исследования и разработку и неустанно разрабатывать и защищать свою интеллектуальную собственность, оно должно также генерировать и внедрять комплиментарные организационные и управленческие инновации, необходимые для достижения и поддержания конкурентоспособности.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ