ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ

Помимо разного толкования ключевых теоретических основ стратегического управления, о которых мы говорили в прошлый раз, существуют проблемы и с операционализацией различных концепций стратегической теории. Такая ситуация возникает тогда, когда те или иные теоретические предпосылки, лежащие в основе концепций практически невозможно проверить или применить на практике не создав определенные методики анализа или соответствующие инструменты, например, различные аналитические матрицы (матрица BCG), методы анализа (SWOT), системы салансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC) и т.п.

Концепции, легко поддающиеся операционализации, довольно быстро получают признание и широко используются в практике управления. Однако применение некоторых инструментов требует определенных компетенций персонала, развитие которых, как мы уже указывали в предыдущих статьях, сталкивается с недостаточно глубокой фундаментальной образовательной базой, обеспечиваемой современной системой бизнес образования. Поэтому компаниям не всегда удается легко исправить ситуацию, так как требования к квалификации персонала растут, а стратегическое управление становится все более специализированной функцией. Передовые компании решают эту проблему, концентрируя управление данным процессом в отдельных подразделениях, так называемых офисах стратегического управления (SMO – Strategy Management Office), сотрудники которых обладают необходимыми знаниями и опытом применения тех или иных инструментов и организации процесса в целом. Но далеко не всегда такая организация процесса имеет место, и большинство предприятий испытывают не только дефицит компетенций, связанных со стратегическим управлением, но и осуществляют не вполне эффективную организацию процесса.

Перечисленные недостатки ведут к тому, что на практическом уровне возникают проблемы на всех этапах применения тех или иных инструментов и технологий стратегического управления, а при их отсутствии вообще делает невозможным внедрение и применение той или иной концепции. Конечно, такая ситуация, при всей ее сложности, не означает, что такой системообразующий процесс, как стратегическое управление, должен быть «пущен на самотек» или отдан на откуп остаточного принципа при управлении предприятиями. Напротив, стратегическое управление является, пожалуй, единственным стержнем, который в долгосрочном плане позволяет менеджменту динамически управлять различными элементами предприятия в процессе поддержания его конкурентоспособности.

Задачи упрощения внедрения предприятиями тех или иных стратегических теорий в рамках процесса стратегического управления являются
весьма востребованными. Необходимо усилить взаимосвязь между множеством разнообразных теоретических наработок и практикой их внедрения в деятельность предприятий с учетом существующих барьеров (недостаток квалификации, отсутствие методической
литературы и т.п.), о которых мы писали выше. Для решения такой задачи необходим инструмент, помогающий формулированию, операционализации и реализации стратегий предприятий, другими словами, внедрению стратегического управления в практику предприятий.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ