ПРОБЛЕМАТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ

Когда мы говорим о стратегии, то, как правило, мы имеем в виду что-то долгосрочное, особо важное и существенное, то, чего мы хотели бы достичь и то, что невозможно изменить в короткий промежуток времени. В вопросах бизнеса данная трактовка обретает более определенные особенности, связанные с активным противодействием конкурирующих компаний, действиями потребителей и технологическими тенденциями рынков. В вопросах общественного развития более важными становятся особенности, связанные с различным видением будущего различными общественными группами и влиянием экономического и политического характера извне.

Если рассмотреть проблематику стратегического управления бизнесом, то значительная часть рассматриваемых ей вопросов касается проблем конкурентоспособности, которые весьма многогранны и имеют различную природу. Они касаются как внешних (среда, отрасль, условия хозяйствования и т.п.), так и внутренних факторов (качество управления, эффективность процессов и т.п.). Несмотря на различное происхождение этих факторов, для эффективного изучения проблем конкурентоспособности требуется комплексное рассмотрение различных аспектов существования компаний, чем и занимается стратегическая теория фирмы. Подробнее об эволюции этой области знаний читайте в этом блоге.

Практика управления долгосрочной конкурентоспособностью показывает, что в настоящее время в большинстве компаний существуют лишь отдельные элементы стратегического управления, например, такие, как системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC). В связи с этим, качество этого контура управления является достаточно низким даже на тех предприятиях, где стратегией занимаются более или менее регулярно. Причины такой ситуации различны и являются следствием различных особенностей развития бизнес-среды, бизнес-образования и взаимосвязи между развитием теоретических концепций и их практическим применением. Следствиями такой ситуации могут стать и становятся несбалансированность портфелей бизнесов и продуктов, низкая скорость реакции на изменения внешней среды, неадекватность организационных и функциональных структур, несфокусированность деятельности на стратегии, неэффективные мотивационные механизмы и т.п., что в конечном итоге снижает долгосрочную конкурентоспособность предприятия. Такие следствия особенно остро проявляются в моменты значительных изменений условий деятельности, например, в кризисные периоды развития экономики.

О том, какие основные проблемы возникают при стратегическом управлении компаниями и как их избежать мы поговорим в следующих постах.

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ