СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Рассмотрим подробнее упомянутый в посте про качество стратегического управления первый логический элемент, который называется стратегический диалог. Выделение вопросов коммуникации в отдельную категорию вызвано тем, что для существования полноценного стратегического управления на предприятии должно присутствовать определенное внутреннее взаимодействие между акционерами, руководством и работниками. Это взаимодействие связано с инициированием стратегического процесса, поиском согласованного видения будущего и путей его достижения. Рассмотрим состав этого элемента подробнее.

Состояние стратегического диалога в компании можно оценить по следующием критериям (см. рис):

  • инициирование стратегического процесса;
  • внутренний стратегический консенсус;
  • внутренние стратегические коммуникации;
  • фокус управления;
  • трансформация стратегии.

Поясним подробнее. Инициирование стратегического процесса — оценивается с точки зрения организационного уровня, с которого происходит инициирование стратегического управления предприятием. Ведь чем более высокий организационный уровень инициирует стратегический диалог внутри предприятия, тем более сильная поддержка процессу оказывается в дальнейшем. Это играет немаловажное значение в относительном статусе стратегических процессов в работе предприятия.

Достижение внутреннего стратегического консенсуса, как одного из важнейших факторов развития системы стратегического управления является очень важной характеристикой компании, ведь инициативы, которые не получают поддержку на всех уровнях управления, редко бывают успешными.

Оценить внутренние стратегические коммуникации можно с точки зрения эффективности информирования коллектива о тех или иных стратегических намерениях предприятия. Такие коммуникации могут быть использованы для каскадирования стратегий на нижестоящие уровни управления, трансляции стратегий на операционный уровень, а также для синхронизации стратегий одного уровня между собой, что является важнейшим условием эффективной реализации стратегий. При этом сами системы коммуникаций могут быть любыми, от речевых каналов и внутренних печатных изданий и до корпоративных порталов.

Оценка по такому критерию как фокус управления производится с точки зрения участия высшего руководства в стратегическом управлении. В случае если руководство занято в основном операционными вопросами, а стратегией занимаются специализированные подразделения, то уже можно говорить о недостаточном стратегическом фокусе управления.

Критерий, оценивающий трансформацию стратегии предприятия рассматривает характеристики системы управления компании с точки зрения эффективности пересмотра стратегий. Это очень важный аспект управления, так как он влияет на динамику адаптации организации к внешней среде.

Определив шкалы по каждому из предложенных критериев, мы получим основу для комплексной оценки качества стратегического управления, которая даст возможность определять не только интегральное качество стратегического управления конкретным предприятием на определенный момент времени, но и сопоставить его с динамикой изменения рыночных позиций предприятий. Это позволит выявить ключевые внутренние факторы конкурентоспособности предприятий и сознательно их развивать. Такая работа проводится в настоящее время в рамках проведения исследования качества стратегического управления, с основной информацией по которому можно ознакомиться на соответствующей странице.

 

Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ