РОЛЬ СОДЕРЖАНИЯ СТРАТЕГИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ

Продолжаем более детальное исследование факторов, влияющих на качество реализации стратегии. Мы уже рассмотрели такие элементы стратегического управления как стратегической диалог и стратегические рутины. Сегодня речь пойдет о наиболее заметной части стратегического управления — о стратегии предприятия с точки зрения ее содержания, т.е. мы будем говорить о стратегии, как она есть.

Содержание стратегии это квинтэссенция стратегического процесса, результат когнитивной части стратегического управления. Содержание стратегии в части формулирования будущего состояния предприятия и способов его достижения в контексте внешней среды должно раскрывать:

  • источники конкурентных преимуществ;
  • механизмы создания конкурентных преимуществ;
  • механизмы удержания конкурентных преимуществ.

Раскрытие этих тем невозможно без учета внутренних и внешних условий, динамики их изменения и исторической траектории развития предприятия. Чтобы в той или иной степени попытаться ответить на эти вопросы, необходимо привлекать понятийный аппарат различных дисциплин, изучающих отдельные аспекты существования и деятельности предприятий, например, экономическую теорию фирмы, микроэкономику, теорию конкурентных сил и рыночного позиционирования, теорию динамических способностей, эволюционную теорию фирмы и других [Минцберг, Ансоф, Тис, Портер, Катькало, Тамбовцев].

Такая междисциплинарность проблемы разработки стратегии влияет на способность предприятия к операционализации всех необходимых элементов стратегического анализа и возможность комплексного учета тех или иных стратегических факторов в стратегии своими силами. Происходит это по объективным причинам, связанным с особенностями развиваемых внутри компаний компетенций и закономерными, на первый взгляд, акцентами на управление операционной деятельностью. Рассмотрим, каким требованиям должна удовлетворять стратегия компании в части ее содержания с точки зрения ответа на поставленные выше вопросы.

Определение источников конкурентных преимуществ включает в себя анализ внешней среды с целью поиска новых рыночных возможностей на различных уровнях (начиная от глобальных экономических трендов и циклов, отраслевых тенденций, технологических изменений и конкурентов, и заканчивая конкретными потребностями покупателей и их изменениями). Также в контексте данной проблемы происходит анализ внутренних материальных и нематериальных ресурсов предприятия, производителей взаимодополняющих продуктов и поставщиков, а также способов их взаимного сочетания для удовлетворения выявленных возможностей получения выгоды во внешней среде. Для более четкого структурирования и удобства последующей работы выделим оценку анализа внешней и внутренней среды в раздел «Аналитика», а оценку деятельности, посвященной поиску способов взаимного сочетания ресурсов для использования возможностей среды и получения выгоды, выделим в раздел «Бизнес».

Определение механизмов создания конкурентных преимуществ заключается в том, чтобы найти пути практической реализации моделей, разработанных в ходе этапа «Бизнес». В частности, происходит конструирование или подгонка внутренних процессов предприятия под созданную на предыдущем этапе бизнес-модель, определяется видение предприятия (как будущего целевого состояния) и формулируются обоснование, логика и способы достижения этого видения. Формулируются согласованные действия различных структурных элементов предприятия и уровней управления по достижению видения, которые могут представляться и структурироваться в виде стратегических проектов (инициатив).

Структурируем данные области оценки в трех разделах:

  • «Процессы» — для обозначения работ по дизайну новых процессов для реализации новой бизнес-модели,
  • «Цели» — для обозначения формулировки видения, построения логического обоснования и разработки способов его достижения,
  • «Инициативы» — для обозначения работ по формулированию практических взаимосвязанных действий по достижению видения с указанием конкретных сроков и ответственности за реализацию. Обычно результатами этого блока могут быть стратегические проекты, которые могут дополнительно структурироваться в случае значительного их количества.

Несмотря на кажущуюся искусственность разделения блоков «Цели» и «Инициативы» сущности оцениваемых в рамках этих разделов действий значительно отличаются. В первом случае учитывается внешний контекст существования предприятия, выраженный в гипотезах, описывающих те или иные реакции внешней среды, включая конкурентов, на те или иные действия предприятия, т.е. в разделе «Цели» происходит формулирование и моделирование действий предприятия во внешней среде. В то время как в разделе «Инициативы» происходит создание и распределение внутренних материальных и нематериальных ресурсов предприятия для обеспечения того или иного действия предприятия во внешней среде, описываемого разделом «Цели».

Определение механизмов удержания конкурентных преимуществ не связано с напрямую с поиском рыночных возможностей и их использованием. В значительной степени данная деятельность направлена на создание и поддержание определенных способностей предприятия, «механизмов изоляции», репутации и организационной культуры, индивидуально-специфического знания. Если перенести данные задачи в логику стратегического управления, то в стратегии должны быть отражены вопросы создания и изменения внутренних процессов и структуры, регулятивной среды и ценностей, прямо или опосредованно поддерживающих сохранение конкурентных преимуществ. Данные вопросы могут быть отнесены соответственно в уже определенные разделы «Бизнес» и «Процессы». В рамках раздела «Процессы» определяются необходимые для реализации стратегии изменения регулятивной среды, в том числе корпоративной культуры и ценностей предприятия. Посредством указанных элементов системы управления предприятием осуществляется привязка новых и регулярных процессов непосредственно к исполнителям (через политики, регламенты, стандарты и другие внутренние документы), а также определяется характер и стиль взаимодействия сотрудников предприятия (корпоративная культура), которые играют важную роль в реализации стратегии.

Таким образом, направлениями оценки качества содержания стратегии могут быть следующие:

  • Аналитика
  • Бизнес
  • Процессы
  • Стратегии
  • Инициативы
Дмитрий Рыцев © - автор является директором консультационной компании "Совершенные индустрии" и специализируется на стратегическом управлении организациями в своей научной и деловой деятельности.

Часто задаваемые вопросы по Dynamic Strategy Онлайн-курс по стратегии ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ ИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ МОЖНО НИЖЕ